Количество информации, которое сегодня необходимо обрабатывать человеку, чрезвычайно велико. Если взглянуть на учебные планы Ваших детей, то остается только удивляться, как подростку удается держать в памяти все эти термины, понятия, правила и утверждения. Сферы знаний очень разнообразны, каждый преподаватель хочет, чтобы подопечные делали особый акцент именно на его предмете. Если же говорить о среднем образовании за границей, то здесь требования к ученикам еще выше. Как же помочь мозгу в обработке такого количества данных?
Ответ на этот вопрос попытался дать американский ученый Лоуренс Катц. В одной из своих книг («Сохраните свой мозг живым») профессор описывает необычную методику стимуляции мозговой деятельности. Полезной она будет как подросткам (для концентрации и наработки способностей мультизадачности), так и их родителям (для поддержания мозгового тонуса).
Обратимся к истории
Методика основывается на открытии американских ученых, сделанном в 1998 году. Исследователи заявили, что нервные клетки таки восстанавливаются, причем не только у детей, но и у людей старшего возраста. Дело в том, что причиной притупления мозговой деятельности в ходе старения организма является не отмирание нервных клеток, а истощение дендритов – отростков нейрона, по которым, собственно, сигналы от различных органов и передаются в органы высшей регуляции ЦНС. Оказывается, они ведут себя схоже с мышцами: отсутствие тренировок провоцирует атрофию. В результате, нервные импульсы не передаются, а реакции замедляются. И если раньше считалось, что способность выращивать новые дендриты – удел исключительно детского организма, то после 1998 года этот миф был развенчан.
Основываясь на этом утверждении, Катц и разработал основные принципы нейробики – «аэробики для мозга».
Сущность нейробики
Это ряд упражнений, направленных на нестандартную деятельность мозга. При этом задействуются все 5 органов чувств, а получаемая от них информация комбинируется в максимально нетрадиционном варианте. То есть мозгу приходится создавать новые нейронные связи, формировать ассоциативные ряды. В результате, управляющая система организма находится в возбуждении и активности, что благотворно влияет на ее работоспособность. Таким образом, главным слоганом методики можно считать призыв: «Долой привычки, действуйте нестандартно!»
Принципы нейробики
- Совмещайте работу двух и более органов чувств.
- Акцентируйте внимание на том, чтобы в привычной ситуации органы чувств действовали по-новому, в необычном для себя амплуа.
- В ходе упражнений используйте разные виды внимания (произвольное/непроизвольное) и разную степень концентрации (чередуйте полную сосредоточенность и относительное расслабление).
- Изменяйте привычному, отдавайте предпочтение новому.
- Обоняние – единственное ощущение, которое доставляется напрямую в мозг. Поэтому воспоминания, связанные с запахами, являются самыми стойкими. Помните об этом!
Упражнения по нейробике
Главная прелесть в том, что они не требуют ни какого-то дополнительного оснащения, ни даже выделения отдельного времени. Такая зарядка легко вписывается в повседневный график и совмещается с различными будничными делами.
Перед отправкой Вашего ребенка в школу за рубеж обязательно ознакомьте его со следующими упражнениями. Это достаточно весело, а главное – полезно.
1. Ищем связь.
Прогуливаясь по улице, Вы увидели 2 предмета, которые наиболее привлекли внимание. Что между ними общего, чем они связаны? Цвет, форма, размер, предназначение? Проанализируйте.
2. Работа нерабочей рукой.
Наверное, многие пробовали делать это в детстве. Безусловно, писать левой рукой для правши необычайно сложно. Буквы получаются кривым, разобрать их достаточно сложно. Однако такая задачка отлично простимулирует Ваш мозг, да и поможет на крайне информативной лекции: устала одна рука – делайте заметки другой! Применим принцип смены рук и к другим действиям: почистить зубы, поиграть в бадминтон, в общем ко всему, на что хватит фантазии.
3. Меняйте интерьер.
Часто подростки в качестве протеста или просто самоутверждения хотят обустраивать свою комнату по-своему. По возможности, дайте ему эту творческую свободу. Смена обстановки, даже перекладывание вещей с полки на полку (в обиходе именуется уборкой) способствует формированию новых нейронных связей.
4. Закрывайте глаза.
Например, во время вечернего или утреннего принятия душа. Закройте глаза, прислушайтесь к шуму воды, ощутите запах… хлорки J Шутим, конечно. Но суть упражнения проста – таким образом, Вы активируете другие, нетипичные для этой ситуации органы чувств.
5. Пробуйте что-то новое.
Да, «что-то новое» для подростка – фраза неоднозначная. Но попробуйте обыграть ее в выгодном для себя свете. Найдите какие-то интересные развлечения (квеструмы, картинг и т.п.) и подарите своему чаду заветный сертификат. Оказывается, в перспективе это может поспособствовать его успехам в учебе.
6. Используйте ассоциации.
Ребенку довольно часто нужно запоминать какие-то перечни. Оказывается, делать это можно с помощью ассоциаций. Пусть выберет дома или в классе любые 10 предметов и запомнит их в определенной последовательности, создав какую-то закономерность. А в следующий раз, когда ему придется столкнуться со списками, пусть проводит параллель с этими предметами. Пункт 1 – это шкаф, пункт 2 – стол и т.д. Тренеры по нейробике уверены, что такое упражнение поможет здорово натренировать память.
7. Игры.
Позвольте подростку «поребячиться». Сегодня достаточно популярны различные антикафе, где посетителям предлагают поиграть в командные игры по типу «Уно», «Алиас», «Активити» и т.д. На самом деле такие развлечения задействуют несколько органов чувств, что способствует тренировке мозга. А дополнительное возбуждение в виде адреналина только усилит эффект.
Такие упражнения сослужат подростку хорошую службу не только на данный момент времени, но и в будущем.