логотип образовательного агентства Аспект

"Аспект" - обучение за рубежом
Нам доверяют своих детей уже 20 лет!

АСПЕКТ

ул. Льва Толстого 25

Киев

Украина

Схема проезда

Родителям на заметку: как устроен мозг в подростковом возрасте?

579

девушка думаетПодростковый период один из самых трудных как в жизни самого человека, так и в жизни его родителей. Юношеский максимализм, первые влюбленности и критическое желание возражать всему, что советуют старшие. На этом фоне между родителями и детьми часто возникает недопонимание, что, естественно, влияет на образовательный процесс. Вы решаете, что дочери или сыну нужно получить среднее образование в Великобритании, а она (он) соглашается только на Канаду (если вообще не изъявляет желания остаться дома). И, честно говоря, подобные разногласия – только вершина айсберга. Как же сохранять хорошие взаимоотношения с чадом? Попытаться его понять. Для этого хотим поделиться с Вами некоторыми особенностями мышления подростков, знание которых поможет предотвратить нежелательные конфликты.

1. Критический период развития человека

Возрастной промежуток от 11 до 19 лет считается критическим в жизни человека. И дело тут не только во внешности – самом заметном признаке «взросления». Хоть наш мозг и меняется на протяжении всей жизни, именно юность становится моментом резкого скачка в его развитии. На фоне таких резких изменений (как физиологических, так и моральных) подросток становится крайне восприимчивым. И, несмотря на то, что «дети для родителей дети даже в сорок лет», иногда взрослые забывают о ранимости юного создания. К сожалению, многие моральные травмы, полученные нами в юношеский период, оказывают необратимое влияние на последующее становление личности. Будьте осторожными и деликатными. За этой небритой бородой или короткой юбкой скрывается очень впечатлительное нутро.

2. Формирование нейронных связей

Ошибочно предполагать, что всплеск формирования нейронных связей характерен только для младенцев. Безусловно, в первые три года жизни мы приобретаем огромное количество новых навыков: учимся сидеть, ходить, говорить, узнаем предназначение и наименование предметов, которые нас окружают, и т.д. Однако исследование, опубликованное в Nature Neuroscience в далеком 1999 году, наглядно показало, что в жизни человека есть еще один период активного образования нейронных связей, который наступает непосредственно перед половым созреванием – в 11-12 лет. Если верить ученым, то приобретение новых навыков в этот период происходит по схеме «пан или пропал» (печально известный юношеский максимализм). Постепенное снижение импульсивности происходит к 25 годам, когда человек уже более-менее укрепил жизненную позицию и приобрел некую стабильность.

3. Новые мыслительные способности

Параллельно с ростом тела, естественно, происходит нарастание и мозговой ткани. И необходимость самостоятельно принимать решения немало этому способствует. Правда, учитывая, что большинство из этих решений принимаются под влиянием лимбической системы (совокупность ряда структур головного мозга, которые участвуют в регуляции функций внутренних органов, обоняния, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.), то говорить о рациональности и обоснованности мышления в этот период приходится не всегда. То есть ребенок уже начинает принимать решения, даже аргументировать свой выбор, но, увы, рацио в этом участвует достаточно опосредованно. Что делать родителям? Стараться не терять собственный трезвый ум и не отвечать эмоциями на эмоции.

Квадратные листы висят на веревке

4. Подростковая раздражительность

Несомненно, что именно в подростковом возрасте нам приходится сталкиваться с целым ворохом новой информации, навыков, потребностей и обязанностей. Кроме того, наступает период активной социализации, что создает дополнительный прессинг на ребенка. Понятно, что справляться с таким напором получается не всегда. На кого выплеснуть эмоции? Конечно, на родителей (они хотя бы сдачи не дадут). Конфликт выступает для них неким способом самовыражения, а поэтому в этот момент способность слышать, а тем более, внимать чужому мнению крайне притупляется. В такие моменты дети как раз и нуждаются в беспристрастном взрослом мозге, который проигнорирует наплыв эмоций и постарается вникнуть в суть проблемы.

И помните: чем больше Вы кричите и возмущаетесь, тем больший появляется соблазн Вам противоречить.

5. Чрезмерная эмоциональность

Причины этому сугубо физиологические. Как уже упоминалось, в подростковом возрасте особо активно начинает развиваться лимбическая система. Помимо контроля эмоций, она способствует регуляции и других критически важных жизненных процессов: контроль уровня сахара, частоты сердцебиения, формирования воспоминаний и т.п. Также важно понимать, что одна из частей лимбической системы – миндалевидное тело – отвечает за связь между сенсорикой (информация, полученная через различные органы чувств) и эмоциональными реакциями. Время активного развития этого органа совпадает с гормональными вспышками, что становится причиной агрессивности, необоснованного страха, гнева. Со временем управлять деятельностью этой системы начинает большее количество участков главного мозга. Соответственно, эмоциональность идет на спад.

6. Постоянные посиделки с друзьями

Появление способностей к абстрактному мышлению, помимо позитивных сторон, порождает и ряд проблем. Например, подросток начинает проецировать в мозгу мнение окружающих о себе. Закономерно, что появляется желание казаться лучше, получать одобрение со сторон сверстников. Часто родители крайне возмущены тем фактом, что их чадо начинает задерживаться после учебы и постоянно пропадать с сомнительными товарищами. Безусловно, определенным образом контролировать круг общения стоит, но ни в коем случае не препятствовать коммуникации. Во время «бесконечных гуляний» подросток осваивает наиболее важные навыки социализации, которые непременно пригодятся ему во взрослой жизни.

Подростки делают селфи

7. Стремление к риску

Процессы ускорения в мозгу подростка проходят намного быстрее, чем процессы торможения. При этом они нуждаются в большей «дозе» возбудителей, нежели взрослые. Предоставить такую «дозу» могут различные рискованные действия. Если же риск сопровождается обещанием награды, то эффект удовлетворения удваивается. Все это становится основанием к стремлению подростков поучаствовать в различных аферах, попробовать сигареты, наркотики, алкоголь. После 17 лет на смену импульсивному мышлению приходит «перспективное»: люди постепенно начинают осмыслять последствия своих действий, возможные негативные исходы. Потребность «покрасоваться» перед окружающими отступает, как и потребность в постоянной дозе адреналина.

8. Родители по-прежнему важны

Как бы подростки не пытались изображать из себя «взрослых и независимых», они все еще нуждаются в Вашей поддержке и опеке. Исследование показывает, что 84% подростков высоко ценят своих матерей, 89% – отцов. Более трех четвертей подростков любят проводить время со своими родителями; 79 % – болтать с мамой, а 76 % – с папой. Мнимая автономность пропадает в каждой мало-мальски критической ситуации. Если у Вас уже был опыт, например, отправки ребенка в языковой лагерь за рубежом, то Вы понимаете, о чем идет речь. Мы уже более 20 лет занимаемся образованием за границей, так что с подобным сталкивалась не раз. Попадание в незнакомую среду порождает мысль «а как же дома хорошо» и заставляет ребенка (по крайней мере в первые дни) частенько названивать родителям. Так что не стоит вести себя с подростком по модели абсолютно взрослых взаимоотношений. А также постарайтесь удержаться от постоянных нравоучений. Необходимо стать правильным примером для своих детей, показывать им, каким образом можно преодолеть те или иные жизненные ситуации, служить неизменным источником поддержки и опоры.

9. Сон необычайно важен

Как показывают исследования, современные подростки выделяют на сон в разы меньше времени, чем их сверстники буквально двадцать лет назад. А недосып, как известно, накапливается. Биоритмы в подростковом возрасте немного смещаются, а поэтому желание лечь спасть позже, с точки зрения биологии, вполне оправдано. Правда, при таком раскладе и вставать нужно позже, что невозможно, учитывая хотя бы график школьных занятий. Таким образом, организм ослабевает, сил на борьбу со стрессом не хватает. Это влечет за собой плохое настроение, раздражительность, неуспеваемость по многим показателям. Так что иногда «нелюбовь к родителям» может быть следствием банальной истощенности.

Рука тянется к будильнику

10. Самоидентификация

Именно в подростковом возрасте нас впервые начинают волновать извечные вопросы бытия. Кто мы, откуда взялись, в чем наше жизненное предназначение? Мы начинаем связывать себя с окружающим миром, чувствовать себя его весомой частью. Впрочем, жизненного опыта пока не хватает. Подростки еще не имеют должной практики в различии лести и правды, укора и попыток помочь. Связано это с вышеупомянутыми физиологическими изменениями. Задача родителей в этот момент – ненавязчиво подтолкнуть и незаметно направить. Не стоит давать прямые ответы на вопросы (все равно зачастую они не воспримутся или воспримутся неправильно). Дайте возможность подростку сделать некоторые ошибки, это даже полезно. Главное – не пускать ситуацию на самотек и уметь вовремя подкорректировать действия чада.

Вдохновение искали здесь.

Оценка: 
Средняя: 5 (1 голос)

Поделиться: