логотип образовательного агентства Аспект

"Аспект" - обучение за рубежом
Нам доверяют своих детей уже 25 лет!

АСПЕКТ

ул. Льва Толстого 25

Киев

Украина

Схема проезда

Как Google влияет на образовательный процесс?

1793

Что такое Google для современного школьника? Спасение, бескрайние просторы, где можно найти любую информацию. Больше не нужно перечитывать сотни книг, сидеть в библиотеках или расспрашивать старших товарищей. Достаточно лишь правильно сформулировать запрос и перед глазами появляются сотни строк со всеми необходимыми фактами и сведениями. «Как происходит поступление в зарубежную школу?» Переходим по ссылке и та-дам – мы уже эксперты в вопросе, в котором еще пять минут назад абсолютно не разбирались.

Слово «гуглить» прочно закрепилось в нашем лексиконе, а представить свою жизнь без этой поисковой системы уже практически невозможно. Но так ли все безобидно? Чем может обернуться бесконечное рысканье по сети? Как Google влияет на подростков?

Мудрец спрашивает у путника, прогуглил ли он вопрос

1. Google создает иллюзию постоянной доступности информации.

Школьники не стремятся запоминать информацию, ведь ее можно просто прогуглить. Это проще. У каждого современного подростка под рукой непременно есть смартфон, планшет или ноутбук. В любой непонятной ситуации обращаемся к поисковику. Получили вопрос – нашли ответ. Поэтому ученые сходятся во мнении, что Google имеет негативное влияние на мотивацию учеников к запоминанию информации. Более простой пример, подтверждающий грустную закономерность, можно наблюдать в Facebook или Skype. Пусть далеко не весь список контактов можно назвать «близкими друзьями», но в большинстве своем это именно те люди, с которыми ведется постоянная коммуникация. Несмотря на это, мы даже не стараемся запоминать даты всех дней рождений. Уверенность в том, что перед нами выскочит заветное окошко, упраздняет необходимость держать эти даты в голове. Как говорят исследователи, нам легче запомнить, где искать информацию, нежели саму ее суть.

2. Объемы информации слишком велики.

Сколько ссылок обычно выдает Google по запросу? Миллионы! Естественно, перечитать все это невозможно. Рядовые пользователи обычно обрабатывают около 10 ссылок, при этом концентрации и должного внимания хватает только на 5. Как это проявляется во время учебы? Информация копируется волшебным сочетанием клавиш «Ctrl C – Ctrl V». Потом школьники просто скидывают ее в один файл, надеясь когда-нибудь (а, может, уже и на самом занятии) выделить основные тезисы. На уроке все зачитывается с листа. А как только студент возвращается на место, все вышесказанное благополучно забывается. Увы, типичная проблема для наших учебных заведений. В школах же за рубежом к копипасту относятся очень строго. Благодаря этому дети учатся критично мыслить, самостоятельно анализировать факты, выстраивать их в логический ряд, а потом аргументировать и защищать собственное мнение.

Think? No, copypaste!

3. Чрезмерное доверие результатам поиска.

Насколько информация, найденная в сети, достоверна? В большинстве статей не указан ни автор, ни источник. Поэтому непонятно, кому мы верим, чьим мнением оперируем, на основании чего строим выводы и доводы. Кто знает, была ли эта информация написана «с головы», по мистическому вдохновению, или переписана из дельной энциклопедии? Тем не менее, школьники часто аргументируют свое мнение именно статьями из Google. В принципе, понять их можно: ну не могут же десятки людей писать всякие глупости (если проследить контент, то часто статьи на разных сайтах отличаются только предлогами, в лучшем случае – являются качественным рерайтом). Человеческая психология устроена таким образом, что признавать собственные ошибки довольно трудно, особенно в подростковом возрасте. Конечно, отстаивать собственное мнение – навык хороший, полезный по жизни. Но, к сожалению, иногда использование непроверенной информации может обернуться чем-то более серьезным, чем пререканиями с учителем. А если информация окажется совсем уж абсурдной, это может повлечь за собой насмешки со стороны сверстников. Как говорится: «Доверяй, но проверяй!»

4. Ухудшение восприятия устной информации.

Даже несмотря на появление различных поисковиков-помощников, управляемых голосом (типа Siri), информация в поисковике выдается визуальная, а не аудиальная. То есть мы бегло просматриваем ее глазами, решая, что отсеять, а что взять «для себя». А когда же кто-то проговаривает ту же информацию, мозг попадает в затруднительную ситуацию. Любые навыки требуют практики. Выделять главное из того, что написано, он научился, а вот из того, что услышано – нет. В связи с этим у школьников нередко появляются трудности на уроках. Учитель ведет свой длинный монолог о дробях, строении организма или химических реакциях. Если слова подкрепляются визуальным материалом, то заметки в тетради можно сделать оттуда. В школах за рубежом раздаточным и наглядным материалам уделяется особое внимание, в это (очень оправданно) вкладываются средства. А вот если информация только рассказывается, заметки классной работы могут ограничиться указанием темы.

школьники скучают на уроке

5. Google решает за нас.

Каждый человек, вводя запрос в поисковую строку, уверен, что выдаваемые результаты зависят исключительно от нашего умения этот самый запрос сформулировать. А нет. Не зря существует ряд семинаров и школ по СЕО (Search Engine Optimization). Приводя тексты к определенному формату, авторы заставляют Google поднимать рейтинги сайтов. То есть сеть сама решает, каким ответам отдавать приоритет. Листать десять-двадцать поисковых страниц нет ни времени, ни желания. Поэтому обрабатываются только первые две или три странички. Действительно ли именно там собраны все сливки? Не факт. Просто кто-то более качественно умеет оптимизировать данные.

Впрочем, это совсем не означат, что Google – это всемирное зло, которое стоит исключить из своей жизни. Информация, собранная здесь, действительно упрощает жизнь. Например, отправляя ребенка получать среднее образование за рубежом, Вы будете чувствовать себя намного комфортнее, предварительно прочитав десятки положительных отзывов от других родителей. К сожалению или к счастью, процесс нашего погружения в виртуальный мир необратим. Главное - не допустить полного ухода из реальности.

 

Оценка: 
Средняя: 5 (1 оценка)

Поделиться: